- «Мой ребенок быстро утомляется в школе, у него часто болит голова, ему трудно дается учеба, учителя говорят что он не внимательный, плохо усваивает материал, быстро забывает прочитанное, не активный на физкультуре, жалуется часто на головокружение после физической нагрузки, дома раздражителен, плохо спит, замкнут в себе… Может это от того, что он по долгу сидит у компьютера и мало бывает на свежем воздухе, или это последствия перенесенной родовой травмы?»
- Вот типичные жалобы и вопросы которые нам предъявляют наши пациенты. Особенно это часто мы их слышим в начале и конце учебного года. Этой статьей мы хотим открыть ряд публикаций посвященных проблемам, которые могут являться причиной подобных болезненных проявлений. Сегодня мы поговорим о головной боли.

По материалам Газеты "38 Попугаев", №2
Врач невропатолог-педиатр Цой Н.К. гл. врач МПЦ "Ваше Здоровье" Горбунов С. Е.
- Вот типичные жалобы и вопросы которые нам предъявляют наши пациенты. Особенно это часто мы их слышим в начале и конце учебного года. Этой статьей мы хотим открыть ряд публикаций посвященных проблемам, которые могут являться причиной подобных болезненных проявлений. Сегодня мы поговорим о головной боли.
По данным современной медицины, головная боль может иметь более 80 причин. Перечислим основные.

1 - это конечно же сосудистая патология, сопровождающаяся нарушением кровоснабжения мозга и ухудшением венозного оттока крови;
2 - нарушение ликвородинамики мозга, сопровождающееся повышением внутри черепного давления, возникающее в следствии пренесеных родовых травм, менингита, арохноидита;
3 - неврологические причины, вертеброгенного(позвоночного) характера: невралгии в следствии ущемлению и воспалению нервных корешков в результате их смещения - подвывиха, нестабильности, искривления позвоночника, остеохондроза искривления, кривошеи, а так же невралгии лицевого, тройничного и т.п.
4 - психогенные причины: стрессы, неврозы и неврозоподобные состояния, депрессии и суб депрессивные состояния, чрезмерные умственные и психоэмоциональные нагрузки, имеющие место в жизни, хроническая усталость, в качестве отдельной причины сегодня можно также выделить - длительную работу (игру) за компьютером, особенно если монитор не соответствует международному стандарту безопасности «ТСО 99»;
5 - последствия перенесенных ранее черепно-мозговых, в том числе родовых травм головного и спинного мозга;
6 - хронические профессиональные интоксикации (обычно у взрослых: алкогольная и никотиновая интоксикация, наркомания и токсикомания, вдыхание паров бензина, нитрокрасок, лаков и т.п.).
7 - симптоматические причины, возникающие в следствии ряда инфекционных, эндокринных заболеваний, заболеваний дыхательных путей (пневмония, бронхит, бронхиальная астма, аденоиды, искривление носовой перегородки, отит), болезни почек, гипертонической болезни, атеросклероза сосудов головного мозга.
8 - объемные заболевания головного и спинного мозга, врожденная патология его развития.
Хронические заболевания головного мозга, различного рода дисфункции, у ребенка могут обнаружиться не сразу. В раннем возрасте маме бывает особенно сложно, определить истинную причину беспокойства и слез ребенка.
- «Толи животик болит, толи зубки режуться, или простуда начинается, а может просто покапризничать хочет, не выспался - часто ломает голову мама. Не будешь же врача по каждому пустяку вызывать. Все дети кричат и плачут порой без причины, покричит и успокоится» - часто успокаивают она себя. Порой причина, беспокойства и недомогания ребенка, не ясная молодым родителям, вполне понятна опытному участковому педиатру. Часто её, на начальных этапах можно устранить не прибегая к сложному и дорогостоящему лечению, если своевременно принять адекватные меры. Для этого всего лишь необходимо вовремя обратиться к врачу, а в последующем точно выполнять все его предписания. При этом не стоит недооценивать роль участковой службы, которая доступна всем и осуществляет диспансерный учет и патронаж новорожденных, постановку их на учет, проведение прививок и профилактических осмотров перед поступлением ребенка в школу или детский сад.
Согласно общепринятым в медицине правилам, лечение должно быть по возможности направлено на устранение причины, вызвавшей болезнь. Для этого лечащий врач, во время проведения первичного осмотра, ставит предварительный диагноз и определяет необходимый объем обследований и консультации дополнительных специалистов. Цель этого, объективно подтвердить, уточнить либо опровергнуть предполагаемый диагноз. По этому необходимо проходить именно те обследования, которые назначает лечащий врач. В медицине существует четко определенный перечень инструментальных, аппаратных и лабораторных обследований, на основании результата которых, врач имеет юридическое право ставить обоснованный диагноз и назначать лечение. Не следует путать существующие на сегодняшний день, скрининговые (ориентировочные) методы обследования, как - то: "Биокомпьютерная диагностика всего организма ”, “Диагностика по ауре”, и т.п., с общепризнанными, клиническими методами например, ЭКГ, УЗИ, Рентгенография, ФГС, РЭГ, ЭЭГ, лабораторная диагностика. Скрининговые методы диагностики допустимы, как первичные, ориентировочные методы, требующие в последующем серьезного, целенаправленного, углубленного клинического обследования и консультации специалиста. Согласно действующего Законодательства, врач имеет право на выбор способа и метода лечения, но на ряду с этим, врач так же несет ответственность, за результаты лечения. В связи с этим большинство традиционных врачей стремится придерживаться общепринятых норм и правил.
По этому не следует удивляться, если например участковый врач, проигнорирует результаты биокомпьютерной диагностики “всего организма пациента”, где “здоровые и больные органы обследуемого представлены в цвете”, не смотря на всю внешнюю их привлекательность, а ссылаясь на то, что они ему - “ни чего не говорят”, назначит вам обычные анализы и рентген.
Больной безусловно так же имеет право на выбор врача и сам определяет свои предпочтения, при этом важно взаимное доверие, т.к. сотрудничество врача и больного, являются необходимым условием успешного лечения. Поскольку ребенок не в состоянии принимать самостоятельные решения, ответственность за выбор врача и взаимодействие с ним - полностью лежит на его родителях.
По этому не следует удивляться, если например участковый врач, проигнорирует результаты биокомпьютерной диагностики “всего организма пациента”, где “здоровые и больные органы обследуемого представлены в цвете”, не смотря на всю внешнюю их привлекательность, а ссылаясь на то, что они ему - “ни чего не говорят”, назначит вам обычные анализы и рентген.
Больной безусловно так же имеет право на выбор врача и сам определяет свои предпочтения, при этом важно взаимное доверие, т.к. сотрудничество врача и больного, являются необходимым условием успешного лечения. Поскольку ребенок не в состоянии принимать самостоятельные решения, ответственность за выбор врача и взаимодействие с ним - полностью лежит на его родителях.
В связи с возрастающим количеством неврологических заболеваний у детей, и увеличивающимся интересом их родителей к причинам вызывающим эти заболевания, нам бы хотелось дать заинтересованной части наших читателей, как можно более исчерпывающую информацию по этому вопросу, разъяснить некоторые медицинские термины, часто употребляемые врачами в формулировании заключений и постановке диагноза. И дать возможность попытаться самим ответить себе на вопрос: - «А на сколько это серьезно, доктор?»
В этом номере речь пойдет о неврологической патологии, связанной с родовой травмой шейных отделов позвоночника новорожденных.
Причиной такой травмы часто бывают - атипичные предлежания плода, в частности, когда рождение ребенка происходит не головкой в перед, а ножками, и головка при этом выходит последней, что зачастую сопровождается чрезмерно ротацией (разворотом) шейных позвонком, что часто приводит к их подвывиху. Наиболее часто, это случается с первым шейным позвонком – именуемым в анатомии «атлантом». Такое название он получил не спроста, поскольку подобно герою древнегреческой мифологии Атланту, удерживавшему небесный свод, первому шейному позвонку предопределено природой удерживать на себе всю голову.
Аналогичный травмы позвоночника происходят и при выпадении ручки плода, в связи с чем головка не может свободно пройти через родовые пути.
Возможно получение травмы шейных отделов позвоночника при стремительных родах, затяжных родах, выпадение петель пуповины, в следствии слабости родовой деятельности или несоответствии размеров малого таза и головки плода, могут быть и другие причины.
Предрасполагающим фактором, делающим ребенка крайне уязвимым к разного рода травмам позвоночника, особенно его шейных отделов, являются его возрастные анатомо-физиологические особенности: у младенцев еще не сформирован в необходимой степени мышечно-сухожильный аппарат, межпозвоночные суставы слабые, сами позвонки в основном состоят из хрящевой ткани.
У человека через поперечные отростки шейных позвонков проходит позвоночная артерия. Кровь притекающая по этой артерии, питает такие жизненно важные заднее-нижние отделы головного мозга, как: мозжечок, отвечающий за координацию движения, ствол мозга в котором расположены ядра 12 черепно-мозговых, обеспечивающих вегетативную регуляцию работы сердца, легких, желудочно- кишечного тракта и других внутренних органов, срединные отделы мозга, обеспечивающих среди прочего терморегуляцию, адекватную работу сосудов и гипокамп участвующий в психоэмоциональной деятельности. Эта область кровоснабжения именуется вертебробазилярным бассейном, от слов вертебрум – позвонок, базилярум – низ, основание. В кровоснабжении головного мозга принимают участие так же и другие артерии и одноименные им вены, в частности внутренняя сонная артерия, которая, входит в полость черепа и разделяется там на несколько ветвей – переднюю, среднюю мозговую и заднюю, соединяющеюся с позвоночной артерией. Вмести эти артерии составляют так называемый «Велизьев круг».(см. анимированную картинку выше)
Головной и спинной мозг человека окружен несколькими оболочками – твердой, паутинной (арахноидеа) и мягкой. В головном мозге так же имеются специальные полости, именуемые желудочками. Эти полости и пространство под паутинной оболочкой, заполнены так называемой спинномозговой жидкостью или ликвором. Ликвор вырабатывается специальными железистыми клетками, которые обладают свойством пропускать в жидкость одни вещества и задерживать другие (гематоэнцефалический барьер), что имеет большое значение для предохранения мозга от вредных влияний. Спинномозговая жидкость является так же механическим защитным приспособлением для мозга и лежащих на его основании сосудов.Спинномозговая жидкость отличается от других жидкостей организма и сходна по составу с водянистой влагой глаза. Пространство, в котором она помещается замкнуто. Отток жидкости из него совершается путем фильтрации главным образом в венозную систему, а так же отчасти в лимфатическую систему.
Одним из показателей состояния мозгового кровоснабжения является так называемое внутричерепное давление, которое, зависит от количественного соотношения объема притекающей через артерии к голове и отекающей от нё, через вены крови. А также состояния и работы ликвородинамической системы.
В отличие от общего давления крови, которое может в норме изменяться в достаточно широких пределах, например при выполнении физический работы, внутричерепное давление всегда должно оставаться постоянным и быть равным 50 мм. рт. ст.
Учитывая, что головной мозг взрослого человека потребляет примерно 40% всей крови (а детский еще больше), можно себе представить, на сколько четко должна быть отлажена и согласована сложная система цереброваскулярной (сосудисто-мозговой) само регуляции, что бы, при любом увеличении нагрузки, удерживать внутричерепное давление на неизменном, оптимальном для работы мозговых клеток уровне.
Естественно, что необходимым условием при этом должно быть – соответствие объема притекающей через артерии от сердца к мозгу крови, объему крови оттекающей от него через вены. Различные заболевания, могут приводить к нарушению работы сосудистой и(или) ликвородинамической системы головного и спинного мозга. Из неврологических это на пример: энцефалит, менингит, гидрацефалия (водянка мозга) и т.п., из числа других заболеваний: ангина, ревматизм, интоксикации, травма, тиреоидит и т.п.). При возникновении той или иной сосудистой патологии, сопровождающейся нарушением фазы притока, или оттока крови, а часто и их сочетанием, происходит повышение внутричерепного давления – внутричерепная гипертензия, приводящая к развитию отека мозга, сдавливанию мозговых клеток и их неправильной работе, дефициту в обеспечения кислородом - гипоксии и питательными веществами, что в целом составляет сущность –такого патологического состояния, как - недостаточность мозгового кровообращения.
Длительно существующая, хроническая недостаточность мозгового кровообращения, может долгое время оставаться не распознанной, вследствие того, что организм, имеющий дополнительные ресурсы, будет стремиться приспособиться к ней. Так дефицит кислорода, организм будет пытаться компенсировать путем повышения количества гемоглобина крови (переносящего кислород), учащением частоты и глубины дыхания, недостаточность питательных веществ, путем повышения скорости их обмена и снижением активности организма. Таким образом, какое то время болезнь будет находиться в фазе компенсации. Но с увеличение нагрузки, которая будет предъявляться нервной системе, например, при поступление ребенка в школу, занятиях в спортивной секции, болезни, стрессах, компенсация будет ослабевать и в определенный момент времени перейдет в состояние – декомпенсации. Когда отчетливо проявится клиническая картина заболевания, несоответствие между потребностью мозга в кислороде, питательных веществах и тем количеством крови, которое может притекать к мозгу, принося ему все необходимое и оттекать от него унося вредные вещества, образующиеся в результате его функционирования. Не обнаруженная вовремя, она может быть причиной замедленного развития нервной системы и всего организма ребенка в целом.
Возникшее нарушение кровоснабжения каких либо отделов мозга, отвечающих за ту или иную известную функцию, проявляется соответствующими симптомами расстройств: нарушение координации, головокружение, шум в голове, вегетативные дисфункции (разбалансировки) – сердцебиение, потливость, «мраморность» кожи, расстройства терморегуляции, дистония сосудов, боли, психоэмоциональная лабильность (неустойчивость), задержка речевого развития и многие другие проявления, на основании которых доктор определяет, какие отделы мозга страдают и насколько, ставит предварительный диагноз и назначает дополнительные, объективные методы аппаратной диагностики, как то: РЭГ, ЭЭГ, нейросонография, доплеровское обследование сосудов головы и шеи, томография, рентген, УЗИ головного мозга.
Причины нарушения кровотока у детей могут быть как механические (органические), так и функциональные:
Среди наиболее часто встречающихся, механических причин можно выделить:
Среди наиболее часто встречающихся, механических причин можно выделить:
- Смещения шейных позвонков, происходящие в следствии их нестабильности, подвывихов;
- врожденное или приобретенное искривление шейных отделов позвоночника, патология развития и травматическая деформация позвонков;
- объемные процессы в головном мозге – гематомы, кисты, опухоли.
Среди наиболее часто встречающихся, функциональных причин хотелось бы отметить:
- спазмы артериальных сосудов, различного происхождения;
- нарушение венозного оттока в следствии снижения тонуса вен;
К нарушению ликвородинамики, чаще всего приводят инфекционные заболевания, сопровождающиеся арахноидитом – воспалением паутинной оболочки головного и спинного мозга, а также возникновением там спаек, препятствующих оттоку ликвора, не малую роль играют травмы и объемные процессы. Установить точную причину имеющихся у больного нарушений, уточнить, либо опровергнуть предварительный диагноз, позволяют вышеперечисленные методы объективной диагностики. Объем необходимых обследований определяет лечащий врач.
Только на основании полученных объективных данных обследований, можно с полной уверенностью ставить окончательный, клинический диагноз и назначать больному развернутое лечение, результативность которого в последующем также периодически необходимо объективно оценивать.
По материалам Газеты "38 Попугаев", №2
Врач невропатолог-педиатр Цой Н.К. гл. врач МПЦ "Ваше Здоровье" Горбунов С. Е.
Комментариев нет:
Отправить комментарий